ЧетвергЧт, 28 марта 16:07 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

Легендарный «Метеор» вернется на российские реки

24 декабря 2019 года, 16:31

Разработчики обещают сохранить традиционные линии судна и сделать его «умным».

«Метеор» возвращается из Чкаловска

Фото: Юлия Горшкова

Легендарный «Метеор» вернется на российские реки после десятка лет затишья. В деревне Кузнецово, на площадке «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», заложили головной «Метеор-120Р». О том, что будет внутри нового теплохода, скоростном судостроении и необходимости риска — в репортаже РИА «Время Н».

Первый за 12 лет

Советские «Метеоры», созданные конструктором Ростиславом Алексеевым, выпускались с 1961 года до середины нулевых. После новых судов этого типа на рынке не было, а ресурс оставшихся практически исчерпан. Дочь Алексеева, Татьяна, говорит, что «старая команда», которая работала над теплоходами, рада возрождению СПК.

«Сейчас не будем загадывать, какой будет результат, надеюсь, что отличный. Все ждали возрождения „Метеора“. К сожалению, наши ряды ветеранов редеют, время берет свое, что поделать. Но все равно осталось большое количество людей из „старой команды“, мы как можем, помогаем молодежи и продолжаем надеяться, что это будет востребовано», — считает Татьяна Алексеева.

«Метеор 120-Р» по проекту № 03580, который заложили накануне под Чкаловском, станет головным судном нового поколения СПК. По словам председателя Совета директоров «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгия Анцева, теплоход завершат к навигации 2021 года и отправят его в Ханты-Мансийский автономный округ, к заказчику — АО «Северречфлот». Известно, что компания планирует приобрести не один, а два судна типа «Метеор».

Новый «Метеор» позволит идти до 600 км со средней скоростью до 75 км/ч. Расчетное число пассажиров — 120 человек. В проекте предусмотрены кондиционеры, бар и салон с креслами авиационного типа.

«Сейчас мы продолжаем разрабатывать научно-конструкторскую документацию. Технический проект разработан и находится на согласовании», — сообщает главный конструктор скоростных судов «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» Михаил Гаранов.

Проектировщики ожидают от «Метеора» такого же успеха, как и от ранее начатого строительства «Валдаев 45-Р».

Умный корабль и большая команда

«Метеор 120-Р» будет ходить не только по рекам и озерам, но также и в прибрежных районах — от Финского залива и южных морей до Дальнего Востока, благодаря новому сварному корпусу и более мощным немецким двигателям.

«Это новые силовые установки, новая навигационная аппаратура, новое решение в крыльевой системе, новая гидродинамика. Мы сегодня поработали над интерьером и экстерьером „Метеора“ и он вполне достойный и красивый с точки зрения внешнего вида», — рассказывает Анцев.

Особо он отметил новую интегрированную мостиковую систему, которую ранее на скоростные суда не устанавливали.

«Это будет „вау!“. Я даже пока рассказывать не буду, будет такая штука… космос. Вы зайдете на мостик и приятно удивитесь. Цифровые карты, учет и контроль всех систем, это полная система контроля корабля, вся продуктивная аналитика», — продолжает он.

По словам Анцева, это новый уровень интеллектуализации судна и его безопасности для пассажиров.

Над проектом судна работают сразу несколько компаний. В «Метеоре» сохранили основы, заложенные Алексеевым, и добавили новую «начинку» от «Радар ММС» из Санкт-Петербурга, говорит председатель Совета директоров «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев. Тем не менее, производственная линия будет находиться на компактных, по его словам, площадях под Чкаловском.

«Все привыкли, что судостроение — это два километра вправо, десять километров влево — это судостроение, вот это завод. Но какие это накладные расходы? А мы более компактное производство. Я думаю, в этом тоже есть определенный большой результат нашего конструкторского бюро, что можно компактно, в три смены строить большое количество теплоходов», — отмечает Анцев.

При этом и инженеры, и рабочие будут приезжать в поселок из других городов. Вахтовый метод работы, когда над проектом трудятся сразу несколько предприятий, в судостроении сейчас наиболее распространен.

«Мы рассчитываем на достаточно серьезную производственную программу в Чкаловске, потому что здесь мы планируем строительство именно большой серии, и к этому готовимся шаг за шагом», — добавляет он.

Цена и льготы

Сейчас стоимость «Метеора 120-Р» на предприятии не раскрывают, ссылаясь на то, что строительство только началось и до определения конечной цены еще далеко. Однако традиционно стоимость нового судна для, например, компании, занимающейся туристическими речными перевозками, высока. И позволить себе обновить базу теплоходов без льгот могут немногие. О том, что заказчикам нужна государственная помощь, говорят и на «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».

«Нам важно не допустить так называемый „холостой ход“. Поддержка лизинга и льготное кредитование по лизинговым схемам — это все нужно поддержать, чтобы 2020 год не стал холостым. Мы сейчас закладываем и начинаем строительство за свои деньги, а дальше мы, естественно, ищем заказчика», — отмечает Георгий Анцев.

Сейчас в Нижегородской области новые суда для себя заказала туристическая компания «Гама», рассказывает министр промышленности, торговли и предпринимательства региона Михаил Черкасов. По мнению министра, возможность льготного лизинга дала огромный толчок гражданскому судостроению в регионе.

Тем не менее, ранее в Заксобрании Нижегородской области и на заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в ПФО депутаты высказались о необходимости разработать программу поддержки речных перевозок на федеральном уровне — от субсидирования доставки грузов до создания инфраструктуры на маршрутах.

Инвестиции и риск

На видеопрезентации «Метеора 120-Р» есть кадры, где теплоход идет по реке в темноте. Георгий Анцев признается, что судно можно эксплуатировать ночью, однако этого не будет. В первую очередь, из-за отсутствия средств контроля на маршрутах.

«Любая возможность интеллектуальных транспортных скоростных средств сводится к тому, что, с одной стороны, нужно оборудовать сам пароход, с другой — нужно оборудовать саму транспортную артерию. Если оборудовать транспортную артерию соответствующей аппаратурой, то осуществлять перевозки можно и ночью. Самолеты летают ночью и ничего страшного, но для этого есть оборудование — на самолете и на земле. Если скоростное судостроение привести к стандартам авиации, то возможно круглосуточное движение», — отмечает Анцев.

Однако для таких решений нужно, чтобы власти были готовы рискнуть вместе с проектировщиками и инвестировать. Без государственного участия «это не осилить», считает Георгий Анцев.

Автор: Евгения Фондеркина

Закладка «Метеора-120Р» на площадке «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»
234789101112131415161718192021222324252627

Фото: Юлия Горшкова



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем