ВоскресеньеВс, 28 апреля 03:48 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 ▼-0,23 EUR 98,03 ▼-0,69

Бесплатных автомобильных дорог не существует — все дороги платные

24 октября 2023 года, 09:45

Нижегородцы спорят о будущей платной дороге.

Бесплатных автомобильных дорог не существует — все дороги платные

Во время визита президента Владимира Путина в Китай председатель Си раскрыл секрет экономических успехов своей страны через народную мудрость: «Если хочешь заработать — построй дорогу». Поэтому и основная стратегия Китая сформулирована как «один путь — один пояс».

Без развития дорог нет экономического развития. Транспортная сеть кровеносная система экономики.

Не так давно выяснилось, что долгожданный дублёр проспекта Гагарина будет платной трассой. Это вызвало далеко неоднозначную реакцию нижегородцев. Значительная часть горожан откровенно возмущена таким решением. Надо признать, что психологическое неприятие наличия платных автодорог проявляют как владельцы личных легковых автомобилей, так и владельцы частных автокомпаний, предоставляющих услуги пассажирских и грузовых перевозок.

Проведенные опросы показали, что каждый второй автомобилист не желает платить за проезд по платной автодороге. При этом высказывается недоумение, почему надо платить, когда он уже оплатил транспортный налог и другие сборы и налоги. Многие вспоминают строительство бесплатных дорог и мостов во времена СССР. Достаточно часто приводят пример, что ни после строительства нового Борского моста, ни по завершении строительства метромоста ни о какой плате за проезд по этим двум объектам речи никогда не велось.

И если с появлением платных междугородных скоростных магистралей федерального значения большинство граждан России смирились (хотя в душе многие до сих пор не приняли), то появление платной внутригородской автодороги вызвало шок и бурю эмоций. В социальных сетях прозвучал призыв создать петицию с требованием запретить вводить плату за проезд по дублеру проспекта Гагарина. Главный довод противников платных автодорог в городе сводится к убеждению, что для них все дороги должны быть бесплатными, поскольку сделаны за их счет. Ведь они уже заплатили транспортный налог и порядка 70% акцизов «зашитых» в стоимости бензина.

Надо отметить, что вариант внутригородской платной дороги придуман не в Нижнем Новгороде. Недавно президент и столичный мэр открыли в Москве новую автомобильную дорогу, названную проспектом Багратиона. Это дублер Кутузовского проспекта и Можайского шоссе. И эта дорога тоже платная. Более того, она платная для всех, в том числе для местных жителей. Именно открытый в сентябре проспект стал первой дорогой в населенном пункте, за проезд по которому нужно платить.

Для понимания факта необходимости делать дублеры платными надо вспомнить, почему их решили строить. Необходимость дублеров основных проспектов, вызвана массовой автомобилизацией в крупных мегаполисах. В результате на основных проспектах привычными становятся автомобильные пробки, в которых горожане-автомобилисты вынуждены проводить долгие часы. Дороги-дублеры дают шанс, с одной стороны частично разгрузить основные дороги города, а, с другой стороны, — быстро объехать пробку, не теряя драгоценное время. Поскольку, как правило, протяженность таких дублеров не велика, то и стоимость проезда оказывается вполне демократичной.

Например, тот же дублер проспекта Гагарина будет чуть более 12 км. Уже объявлена стоимость проезда — 4 рубля за 1 км для легкового автотранспорта. Таким образом, проезд по дублеру обойдется в 52 рубля в один конец, в обе стороны — в 104 рубля. При необходимости езды при работе по пятидневке выйдет сумма в 2100 рублей в месяц. Не удивительно, что многие нижегородцы ждут появления этого дублера. Им важно, прежде всего, получить магистраль — дублёр Гагарина хотя бы в каком-то виде. Разговоры про этот многострадальный проект ведутся уже не одно десятилетие. А город нуждается еще в целом ряде подобных дорог дублеров, которые помогут сократить многокилометровые пробки. Речь идет о проектах дублёров пр. Ленина, ул. Родионова, Сормовского шоссе. Без появления этих дорог город не сможет нормально развиваться. Судя по всему, и следующие дублеры станут платными. Думаю, это очевидно. Ведь если эти дороги не будут платными, то и на них появятся пробки из любителей бесплатных дорог.

Однако, говоря о городских проспектах-дублерах, следует учитывать и зарубежный опыт, где строительство автомагистралей велось с начала двадцатого века. Я говорю о том, что во многих городах-мегаполисах в прошлом веке для создания оптимальной транспортной сети стали проводить автомагистрали прямо через городские кварталы. А сегодня разрабатывают программа уничтожения этих автомагистралей и размещения на их месте бульваров и парков. А магистрали выводят за городскую черту.

Так что такое платные дороги, почему и зачем они появились?

Платные дороги строят для того, чтобы разгружать бесплатные дороги путем перевода части трафика на платную дорогу и, тем самым, сократить количество пробок и уровень загазованности. Платная дорога дает возможность развивать инфраструктуру и обеспечивать безопасность. Очевидно, что платные дороги — это высокое качество дорожного полотна, большое количество полос, видеофиксация дорожного движения, хорошее освещение.

У каждой платной дороги обязательно есть бесплатная альтернатива — объезд, который сопоставим по длине с платным участком. Например, платная трасса М-4 «Дон» идет от Москвы до Краснодара. Параллельно ей идет бесплатная дорога через Тулу и станицу Павловская.

История платных дорог насчитывает не одну сотню лет. Уже в Средневековье существовали пути сообщения, за пользование которыми взимались деньги. При этом пошлину обязаны были вносить и те, кто передвигался на повозках, и пешие путешественники.

Впервые платная дорога в современном понимании появилась в Англии во второй половине XVII века: в 1663 году английский парламент уполномочил мировых судей трех графств брать плату за проезд по дороге, а полученные средства использовать для ее ремонта. США повторили опыт своей метрополии: в конце XVIII — начале XIX века строительство и обслуживание дорог там также перешло в частные руки. Первая платная дорога в США была построена в 1790 году: она соединила штат Пенсильвания и небольшой городок Ланкастер. Европейские страны начали строительство платных автотрасс в XX веке. В настоящий момент в европейской сети платных дорог лидерами по их протяженности являются Италия (85% дорог — платные) и Франция (81% дорог — платные).

Из общей мировой сети протяженностью в 25 млн км около 150 тысяч км в настоящее время являются платными. Определена предельная доля для таких коммерческих трасс — не более 5% от общего объема сети в каждой из стран. Как правило, это главные автомагистрали с большим потоком и плотным движением по ним легковых и грузовых машин.

В 1992 году президент Борис Ельцин подписал указ о создании платных дорог, и уже в 1998 году в России платные дороги появились. Первой из них стал участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области. Сейчас в России шесть платных федеральных трасс. Идет строительство скоростной автомагистрали Москва — Казань — Екатеринбург с последующим продолжением до Владивостока и объединения с китайской дорожной сетью. Первый этап дороги Москва — Арзамас был торжественно открыт с участием президента Владимира Путина в сентябре. По данным Автодора, за первый месяц ее эксплуатации по ней уже проехали более миллиона машин.

До сих пор существуют устойчивые мифы, что где-то за границей дороги очень хорошие, а в России по традиции «две проблемы». Однако это давно уже не так, это миф. В целом, качество дорог в России существенно выросло в последние 10—20 лет, и сегодня уже вполне можно с комфортом путешествовать по стране на собственном автомобиле без риска разбить машину.

В России уже больше 2 тысяч километров платных дорог с хорошим асфальтом и освещением, без светофоров и населенных пунктов. Но не все готовы за эти преимущества платить.

Опрос автомобилистов и анализ автофорумов в соцсетях показал, что выбирают платные дороги те, кто ценит время и комфорт. Они же отмечают, что поездка по платной дороге экономит топливо, так как в отсутствие светофоров и населенных пунктов позволяет двигаться без остановок и снижения скорости. Здесь водитель может четко спланировать время поездки и свой скоростной режим, а также не переживать о качестве дорожного полотна. А это значит, что по совокупности платная трасса может оказаться дешевле бесплатного аналога.

Хочу обратить внимание на тот факт, что бесплатных дорог в природе не существует. Абсолютно все дороги платные. Даже те, которые являются бесплатными для водителей. Разница только в том, кто, сколько и как платит за них. Государственная дорога — не значит, бесплатная. Государство все равно берет деньги за содержание дороги с автомобилистов — из налогов, акцизов на бензин, платы за парковку, штрафы и т. д.

Ни царская империя, ни Советский Союз, ни новая Россия не смогли построить развитую дорожную сеть только за счет бюджетных средств. Ни одно государство в мире не смогло обеспечить стопроцентное развитие дорожной инфраструктуры за счет собственных бюджетных средств. Поэтому платным дорогам и государственно-частному партнерству нет альтернативы. Все мы хотим, чтобы у нас были европейские автобаны, но для этого надо и платить за них по-европейски.

Поэтому сегодня проблема не в том, что у нас развивается сеть платных дорогих дорог. Проблема в том, что покупательная способность российского населения в целом ниже стоимости высококачественных скоростных автомагистралей. Поэтому и доступны они пока не для всех. Но именно развитие скоростной транспортной автомобильной сети является одним из условий развития экономики страны и повышения уровня жизни населения. Когда транспортная сеть тщательно продумана и поддерживается в хорошем состоянии, будут нормально функционировать все отрасли экономики в регионах. Начнут открываться новые производства, появятся дополнительные рабочие места.

Платная автомагистраль гарантирует, что движение по ней будет максимально безопасным. Высокое качество дорожного покрытия, отсутствие на нём ям и неровностей, грамотно нанесённая разметка и оборудование трассы современными отбойниками создают дополнительные условия безопасного движения.

Как правило, платные участки дороги проложены в объезд населённых пунктов, поэтому по ним можно ехать с более высокой скоростью (до 110−150 км/ч). А это значит, что на сам путь потребует меньше времени, снижается расход топлива, по оценкам экспертов, почти на 20%.

Преодолеть сотни километров без пробок и нервов — удовольствие, за которое жители крупных городов готовы заплатить любые деньги.

Кроме того, путешествуя по коммерческим дорогам, можно не беспокоиться о поиске на трассе мест для вынужденных безопасных парковок, заправки автомобиля, оборудованных туалетов или пунктов питания. Вся необходимая инфраструктура в обязательном порядке присутствует на платной дороге.

Платные дороги постепенно становятся частью нашей жизни. За ними будущее. И замечательно, что мы являемся свидетелями развития качественных дорог в России.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем